Городской округ Шиханы
Муниципальное образование город Шиханы Саратовской области

Алгоритм оценки профрисков

Автор: Сектор по труду

Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана, поэтому если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то нужно разработать собственный алгоритм. Для разработки алгоритма можно использовать Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей от Минтруда.

Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех–семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений и представителей профсоюза.

Обучить сотрудников проведению оценки рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций. 

Шаг 2. Идентифицируйте опасности

Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, – первый и основной этап процесса управления рисками. Работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей. Удобнее использовать Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (далее – Рекомендации идентификации опасностей) Это указано в пункте 24 примерного положения СУОТ.

Выявляйте опасности путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профрисками. Для этого вовлекайте работников, проводите беседы с ними или анкетирование (п. 7 Рекомендаций по идентификации опасностей).

Выявление опасностей происходит в три этапа – сбор исходной информации, поиск и распознавание опасностей через анализ документов, которые содержат требования охраны труда, поиск и распознавание опасностей через обследования рабочих мест путем их обхода и осмотра (п. 8 Рекомендаций по идентификации опасностей).

Шаг 3. Составьте реестр опасностей

По результатам выявления опасностей опишите каждую опасность с привязкой к исследуемому объекту – рабочему месту или рабочей зоне, выполняемой работе, нештатной или аварийной ситуации (п. 32 Рекомендаций по идентификации опасностей). Для описания опасностей используйте примерный перечень опасностей. Каждой опасности в классификаторе присвойте уникальный неповторяющийся номер. Это позволит однозначно идентифицировать ее и формировать компактные реестры опасностей на рабочих местах, в том числе в электронной форме с использованием автоматизированных систем.

Шаг 4. Выберите методику оценки рисков

Можно описать опасности для каждого рабочего места, рабочей зоны, выполняемой работы, нештатной или аварийной ситуации в виде Перечня выявленных опасностей на рабочем месте. Составьте перечень по разграниченным зонам – рабочим местам, цехам, профессиям, видам работ, а также по всей организации в целом. Обновляйте перечень после спецоценки, мероприятий по улучшению условий труда, введения нового оборудования и иных мероприятий, влияют на опасности. Укажите в перечне:

  • наименование профессии или должности работника и структурного подразделения работодателя;
  • номер позиции объекта исследования;
  • состав выполняемых работ на каждой позиции;
  • код опасности из Классификатора опасностей;
  • наименование опасностей из классификатора опасностей;
  • подверженность опасности – длительность воздействия опасности в течение рабочего дня или смены;
  • класс условий труда для факторов производственной среды и трудового процесса при проведении спецоценки.

Расположите опасности в Перечне опасностей от наибольшей значимости к наименьшей. В реестре помимо самих опасностей укажите их источники – оборудование, отдельные его части, транспортные средства, полы, лестницы (п. 34 Рекомендаций по идентификации опасностей).

Ознакомьте работников с Перечнем выявленных опасностей на их рабочих местах.

Шаг 5. Выберите метод оценки профрисков

Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Можно использовать разные методы оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п. 22-23 положения). 

При выборе метода учитывайте, что он должен соответствовать сложности производственной деятельности работодателя, предоставлять результаты в такой форме, чтобы повышалось знание работников об опасностях на их рабочих местах и мерах управления рисками. Это указано в пункте 5 Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков, утв. приказ Минтруда от 28.12.2021 № 926 (далее – Рекомендации по выбору методов оценки рисков). 

Одним из основных факторов, который нужно учитывать при выборе метода оценки уровня профрисков, – выполнение работ повышенной опасности. Перечень работ повышенной опасности, смотрите в таблице (п. 7 Рекомендаций по выбору методов оценки рисков).

Чем опаснее работа, которую выполняют в организации, тем точнее должен быть метод оценки профрисков. Это позволит разработать наиболее подходящие меры по снижению уровней или контролю конкретных выявленных рисков (п. 8 Рекомендаций по выбору методов оценки рисков).

Для оценки рисков можно использовать один или несколько методов разного уровня сложности (п. 9 Рекомендаций по выбору методов оценки рисков).

При выборе методики учтите масштаб организации, ее характер и временные параметры. Методика оценки рисков должна предупреждать опасности (п. 6.1.2.2 ГОСТ ISO 45001). Выбрать подходящий для себя метод можно, например, в ГОСТ Р 58771-2019 или ГОСТ 12.0.230.4-2018.

Шаг 6. Оцените риски

После того как выбрали метод, используйте его для оценки рисков. В каждом методе собственный алгоритм оценки рисков – формулы, таблицы, анкеты. 

Нужно постоянно поддерживать процессы для оценки рисков (п. 6.1.2.3 ГОСТ ISO 45001). Оценивайте не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест.

Оценку рисков проводят, чтобы ранжировать опасности. От уровня риска опасности зависят меры, которые применяют к опасностям. У опасностей с высоким риском наиболее приоритетные меры по снижению уровня риска. 

Шаг 7. Скорректируйте риски

На заключительном этапе оценки рисков проведите корректировку рисков. Для этого составьте план мероприятий по корректировке рисков.

Сначала исключите опасную и вредную работу – процедуры, процесс, сырье, материалы, оборудование. Нужно полностью устранить источник опасности. Например, автоматизируйте производственные процессы и операции или устраните возможность падения. Для этого организуйте пространство для безопасного доступа и безопасную площадку для работы.

Если исключить такие работы нельзя, то замените опасную работу менее опасной. Используйте материалы, вещества, процессы, которые выполняют те же функции, но менее опасные для здоровья работников. Например, замените краски на основе растворителей, на аналогичные на водной основе, очищайте резервуары водой или паром под давлением вместо легковоспламеняющегося растворителя, используйте инструменты с приводом от сжатого воздуха вместо электричества или применяйте оборудование и инструменты с более низким напряжением.

Далее используйте инженерные и технические методы, чтобы снизить или ограничить риск воздействия опасностей на работников. То есть изолируйте людей от источников опасности. Например, изолируйте токопроводящие части электрических кабелей и другого оборудования, установите звукопоглощающие кожухи вокруг шумного оборудования.

Реализуйте административные методы – постоянный и периодический административный контроль, самоконтроль. Такие методы уменьшат вероятность возникновения опасных ситуаций.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie