Городской округ Шиханы
Муниципальное образование город Шиханы Саратовской области

В ГИТ ответили на вопросы о новом Примерном положении о СУОТ

Автор: Сектор по труду

1. В приказе Минтруда указали, что документ вступает в силу 1 марта 2022 года. Значит ли это, что документ не содержит обязательных требований для работодателя?

Содержит, но не все положения этого документа работодатель обязан выполнять. Часть из них носит рекомендательный характер. Обязательные требования действительно должны вступать в силу только 1 марта или 1 сентября, но не раньше чем спустя 90 дней после того, как их официально опубликуют (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ). Вместе с тем акты рекомендательного характера не подлежат регистрации в Минюсте (п. 13.3 Разъяснений, утв. приказом Минюста от 23.04.2020 № 105).

Новое Примерное положение о системе управления охраной труда зарегистрировали в Минюсте, так как в нем есть обязательные требования. Речь о тех требованиях, которые закрепили в отдельных нормах раздела Х Трудового кодекса. Например, в пункте 25 Примерного положения о СУОТ указали, что работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Это требование обязательно для работодателей, так как аналогичную норму закрепили в статье 218 новой редакции Х раздела ТК, которая вступит в силу с 1 марта 2022 года (далее — новая редакция ТК).

В тексте Примерного положения о СУОТ прописали, что работодатель сам определяет, какие нормы документа включить в свой локальный акт. При этом он должен учитывать наличие рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, производственных процессов с опасностью травмирования работников и результаты оценки профрисков (п. 8 Примерного положения о СУОТ). Учтите, что если работодатель закрепит нормы Примерного положения о СУОТ в своих локальных актах, они станут для него обязательными.

2. Нужно ли специалистам по охране труда до 1 марта внести изменения в свое положение о СУОТ?

Да, поскольку с 1 марта 2022 года вступает в силу не только Примерное положение о СУОТ, но и новая редакция Х раздела ТК, а также другие нормативные правовые акты, которые содержат требования охраны труда. Статьи Х раздела поменяли не только свою нумерацию, но и содержание, в некоторые из них добавили новые нормы. Большинство новых норм ТК и нормативных правовых актов, которые вступают в силу с 1 марта, взаимосвязаны со статьей 217 «Система управления охраной труда» новой редакции ТК.

Все нормы положения о СУОТ, которые не соответствуют новым требованиям, нужно переписать. К примеру, если в своем положении вы подробно описывали порядок разработки правил и инструкций по охране труда, убедитесь, что он не противоречит новым требованиям Минтруда к этим документам (утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н).

Дополните положение о СУОТ данными, которые касаются новых норм. Например, с марта работодатели должны учитывать микротравмы работников, внесите эту информацию в положение о СУОТ. Если не разрабатывали отдельный локальный документ по процедуре, пропишите порядок расследования и учета микротравм в своем положении.

3. Все ли работодатели обязаны разрабатывать положение о СУОТ?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к определению системы управления охраной труда из статьи 217 новой редакции ТК. СУОТ — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые устанавливают политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Неважно, как вы назовете локальный акт. Будет это положение о СУОТ, приказ или другой локальный документ. Главное, чтобы он устанавливал политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя, а также описывал процедуры по достижению этих целей. Для работы удобнее это сделать именно в едином документе и назвать его положение о СУОТ.

4. Давайте поговорим о политике в области охраны труда. Какие изменения внесло новое Примерное положение о СУОТ?

Примерное положение о СУОТ делает больший акцент на управлении профессиональными рисками. В Типовом положении о СУОТ в разделе о политике профриски упоминались вскользь. В новом Примерном положении о СУОТ политика по охране труда практически завязана на управлении рисками. Она должна соответствовать особенностям профрисков и направляться на управление рисками производственного травматизма и профзаболеваемости. Также политика по охране труда должна включать обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профрисков на рабочих местах (п. 10 Примерного положения о СУОТ).

При этом надо помнить, что корректировать или нет свою политику в области охраны труда с учетом норм Примерного положения о СУОТ, работодатель решает самостоятельно.

Корректировать или нет свою политику в области охраны труда с учетом норм Примерного положения о СУОТ, работодатель решает самостоятельно

5. Как часто и какими способами работодателям оценивать политику по охране труда на актуальность и соответствие стратегическим задачам?

Конкретных сроков на законодательном уровне нет. К СУОТ в целом и к политике в области охраны труда в частности надо относиться как к живому организму. Например, изменилось законодательство по вопросу государственной политики в области охраны труда. Нужно в этом случае адаптировать политику работодателя по охране труда? Конечно, да.

Политика — это прежде всего отражение целей в области охраны труда и способы по их достижению. Когда вводят новые технологии, оборудование, изменяют условия труда, нужно пересмотреть и цели в области охраны труда. А как следствие, потребуется корректировка политики в области охраны труда.

6. Для успешного функционирования СУОТ Минтруд рекомендует назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда. Достаточно ли прописать эти полномочия в положении о СУОТ или необходимо закрепить ответственность и в других локальных документах работодателя?

Ответственность за соблюдение требований охраны труда лежит на работодателе в лице его законного представителя — директора организации (ст. 212 ТК или ст. 214 новой редакции ТК). Каким локальным актом руководитель организации делегирует часть своих полномочий по охране труда, закон не регламентирует.

На практике издают приказ по организации, в котором закрепляют обязанности по охране труда за должностными лицами, в том числе руководителями структурных подразделений и служб. Далее содержание этих обязанностей по охране труда фиксируют в должностных инструкциях тех или иных специалистов и в положении о СУОТ.

7. В Примерном положении о СУОТ Минтруд рекомендует осуществлять управление охраной труда при непосредственном участии работников. Как Вы его видите?

Непосредственное участие работников в управлении охраной труда можно осуществлять через первичные профсоюзные организации при их наличии, а также посредством создания комитета/комиссии по охране труда (ст. 218 ТК или ст. 224 новой редакции ТК).

Да, конечно, комитеты по охране труда создают на паритетной основе по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа. Но кто мешает одной из сторон, в том числе работодателю, проявить такую инициативу. Представителей работников из комитета по охране труда можно привлекать к расследованию несчастных случаев на производстве в качестве уполномоченных лиц по охране труда. Так вовлечете их в процесс выработки мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний. Также члены комитета могут участвовать в проведении проверок условий труда на рабочих местах, в том числе в рамках обеспечения функционирования СУОТ, доводить до других работников результаты таких проверок и т. д.

Участие работников в управлении охраной труда:

·         повышает их ответственность за результаты своей деятельности;

·         увеличивает заинтересованность в успехах организации и своей причастности к решению общих задач;

·         позволяет перейти от разобщенных действий к солидарным;

·         мотивирует участвовать в постоянном улучшении деятельности организации.

8. Как при проверках подтвердить инспектору ГИТ, что работники участвуют в разработке, планировании, обеспечении функционирования СУОТ?

Отразить их участие в локальных актах организации. Например, если проводите трехступенчатый контроль за соблюдением требований охраны труда, участие работников докажут их записи в актах проверки. Участие в разработке и планировании в рамках СУОТ можете зафиксировать согласованием с представителями трудового коллектива Плана мероприятий по охране труда либо соглашения по охране труда на текущий год и т. д.

9. Оценка профрисков относится к базовым процедурам по охране труда. Изменит ли новое Примерное положение о СУОТ порядок этой процедуры. Как инспектор будет проверять оценку профрисков на предприятии?

При контрольно-надзорных мероприятиях Гострудинспекция в первую очередь обратит внимание, как работодатель выполняет нормы, которые прописали в статье 218 новой редакции ТК, а не на Примерное положение о СУОТ.

Инспектор обратит внимание, проводил ли работодатель мероприятия по выявлению опасностей, оценил ли уровни профрисков, разработал ли меры для снижения этих уровней на каждом рабочем месте (ч. 1 ст. 218 новой редакции ТК). К мероприятиям по выявлению опасностей относят: обнаружение, распознавание, описание опасностей и их источников, исследование условий их возникновения и потенциальных последствий при управлении профрисками (ч. 4 ст. 218 новой редакции ТК).

Гострудинспекция проверит, каким образом работодатель выявляет опасности, корректирует ли он их с учетом установленных в ходе внутреннего контроля нарушений требований охраны труда. Также исследуйте опасности на рабочих местах при расследовании несчастных случаев, профзаболеваний и при рассмотрении причин и обстоятельств событий, которые привели к микротравмам (ч. 5 ст. 218 новой редакции ТК).

10. Минтруд приказом утвердил Рекомендации по выбору методов оценки уровней профрисков и по снижению уровней таких рисков. Обязан ли работодатель выбирать методы только из этого документа или вправе использовать другие?

Работодатель может использовать иные методы, которые не включили в Рекомендации Минтруда. Также он вправе разработать собственный метод оценки уровня профрисков, исходя из специфики своей деятельности. Это прямо прописали в самом документе (п. 4Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 28.12.2021 № 796).

11. Сможет ли инспектор ГИТ оштрафовать работодателя, у которого обычные работники не участвуют в управлении профрисками?

В 15-м пункте Примерного положения о СУОТ рекомендуют управлять охраной труда при непосредственном участии работников или их уполномоченных представителей. При этом напомню, что работодатель сам определяет состав норм из Примерного положения о СУОТ, которые будет выполнять. Если закрепите норму Примерного положения в своих локальных актах, обязательно соблюдайте ее. В противном случае нарушите не только свой локальный документ, но и Примерное положение о СУОТ в части норм, которые согласились выполнять добровольно. Следовательно, за такое нарушение инспектор сможет привлечь к административному наказанию в виде штрафа.

12. В приложение к Примерному положению о СУОТ включили примерный перечень опасностей. Будут ли требовать от работодателя, чтобы названия опасностей в его локальных документах соответствовали этому перечню?

Нет. Главное — выявляйте и описывайте опасности с учетом условий труда на конкретном рабочем месте. Также учитывайте результаты спецоценки и особенности технологического процесса, оборудования, инструмента, сырья и материалов на данном рабочем месте.

13. При планировании СУОТ работодателю нужно разработать цели по охране труда. При выборе целей рекомендуют учитывать возможность их измерения или оценки достижения. Какими методами Вы порекомендуете оценивать цели по охране труда?

Методы оценки устанавливают, как правило, исходя из самих целей в области охраны труда. Например, цель снизить уровень производственного травматизма на предприятии, в том числе с тяжкими последствиями. Оценивают ее простыми количественными показателями: чем меньше несчастных случаев на производстве, особенно с тяжкими последствиями, тем выше коэффициент достижения цели. Как достигнуть такой цели? Прежде всего:

·         применять технологии, которые исключат непосредственный контакт работников с вредными и опасными производственными факторами как при нормальных условиях производственного процесса, так и в аварийных ситуациях;

·         улучшать уровень защиты работников за счет новых, современных видов оборудования, средств коллективной защиты, которые полностью закрывают опасные зоны и исключают риск травмирования;

·         повышать уровень компетенции работников, в том числе в области охраны труда и т. д.

14. Должны ли работодатели обеспечивать многоступенчатый контроль функционирования СУОТ?

Порядок контроля за состоянием охраны труда на предприятии определяет работодатель. Ступенчатые формы контроля требует от работодателя Типовое положение о СУОТ, которое отменяют с 1 марта 2022 года. После этой даты требование о ступенчатом контроле останется только в Правилах по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (п. 21 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 11.12.2020 № 883н).

На практике наибольшую эффективность показали именно двух- или трехступенчатые формы контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, которые проводили с участием представительного органа работников.

15. Могут ли работодатели включать в свое положение о СУОТ информацию, которую не предусматривает Примерное положение?

Да, могут. В законе нет требований, которые бы ограничивали право работодателя включать в свое положение о СУОТ дополнительные нормы по охране труда. Главное — они не должны противоречить государственным нормативным требованиям.

16. В чем, на Ваш взгляд, основные различия между старым Типовым положением о СУОТ и новым документом?

Основное различие в том, что Типовое положение о СУОТ работодатели были обязаны исполнять, а новый документ носит в своей основе рекомендательный характер. Также в Примерном положении о СУОТ сделали акцент на управлении профрисками и участии работников в системе управления охраной труда.

17. Какие советы дадите специалистам по охране труда для создания качественной СУОТ в своей организации?

Взять за основу Примерное положение о СУОТ и доработать его под себя. В решении этого вопроса, главное, понять, какую СУОТ хотите получить. Будет ли документ просто лежать на «полочке» или создадите рабочий инструмент, который поможет повысить культуру безопасности. Если проработаете все процедуры своей СУОТ, появится возможность вовлечь работников в процесс обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах. Чем больше работников задействуете, тем эффективнее будет функционировать СУОТ. Если на каждом уровне управления ответственные знают свои обязанности и получили инструменты и инструкции для их выполнения, система будет работать. Ведь главное в конечном итоге в создании СУОТ — предупреждение травматизма и сохранение человеческой жизни.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie