Городской округ Шиханы
Муниципальное образование город Шиханы Саратовской области

Виктор Никулушкин: «Ездим только ради того, чтобы поднимать наших солдат»

Автор: Редакция газеты "Шихан...
«Я девятый ребенок в семье, и не последний», - рассказывает о себе Виктор Васильевич Никулушкин. Не так давно герой нашей статьи подарил экспонаты шиханской Комнате Боевой Славы. Редакция газеты выяснила, что это был за подарок, и поговорила с Виктором Васильевичем.
Виктор Никулушкин: «Ездим только ради того, чтобы поднимать наших солдат».

Виктор Васильевич Никулушкин родился в селе Ключи Вольского района. После школы поступил в техническое училище. Окончив училище, был призван в армию, по распределению попал в погранвойска в Туркмению. Оттуда на Дальний Восток. На Дальнем Востоке Виктор Васильевич вошел в мотоманевренную группу, которую отправили в Таджикистан.

«Там 1,5 месяца тренировались в учебном центре. И в январе 1983 года мы вошли на территорию Афганистана. С 28 января 1983 года по 23 июня 1984 года мы выполняли долг. Перед командой стояла задача по охране границ вглубь на 100 метров на территории Афганистана. Когда начался, как молодежь говорит «кипишь», много маджахедов нападали на наши заставы, провозили нелегальные вещества. Наша задача была - не дать прорваться на нашу территорию. Также летали в горы на операции, участвовали в актах возмездия», - рассказывает Виктор Васильевич о службе в Афганистане.

Вернулся, оправили в КГБ, личное дело было под номером два нуля. Вернулся в Ключи, поработал прорабом, женился.

«Жена из Вольска. Я не хотел жить в Вольске, она в Ключах, так и оказались в Шиханах, - рассказывает Виктор Васильевич, - в Шиханах устроился инженером в отдел капитального строительства. Потом предложили перейти на должность прапорщика, я согласился. В 2009 году перешел на гражданскую службу».

- Вы недавно передали Дворцу культуры, экспонат - землю с осколками. Расскажите подробнее, откуда она?

- Когда началась война за Сталинград в Городищенском районе в метрах 100-200 близь поселка Кузнечи, с одной стороны стояли немцы, с другой наши. А между ними родник. Жажда мучила обе стороны, за воду погибало много людей. С августа и до 1943 года под Сталинградом погибло 1 134 тысяч людей.

В прошлом году мы поехали в этот район с внуком в составе поискового движения и решили собрать землю оттуда, вдруг пригодится. Когда засыпали в банку, увидели, что там осколки, гильзы. Я принес землю в комнату Боевой Славы для того, чтобы люди видели и помнили погибших советских людей.

- Как Вы узнали об этом поисковом движении?

- Началось это с того, что мой друг Михаил в 2017 году съездил в Воронеж и рассказал, что есть такое поисковое движение. И в 2018 году он и еще 18 человек в первый раз поехали на раскопки. А в 2019 году и я с ними поехал, взяв с собой старшего внука. Ему тогда было 12 лет, он оказался самым младшим из поисковиков.

Впечатлений получил массу. Там видишь невооруженным глазом много гильз и фаланг пальцев. Это, конечно, удивило в первый раз. Тогда подняли 11 бойцов. Одного именного. Запомнил на всю жизнь: сержант оружейник, сверхсрочник, 26 лет, Овчинников Василий Алексеевич 1916 года рождения, погиб в 1942 году, призвался из Свердловской области, город Кушево, улица Карла Маркса, дом 77. Нашли его племянницу и уже летом передали останки. Также в гильзе мальчишки нашли кусок газеты, сложенный пополам. Сыровата правда была, но текст читается. Там было написано патриотично «У нас не хватает патрон, у нас не хватает гранат, но мы стойко стоим».

Еще там много ботинок. До 1942 года солдаты ходили в ботинках. А потом, когда страна встала на военные рельсы и материалов видимо не хватало, обувь стала отличаться по году выпуска и по званию солдат, которые ее носили. Когда увидел ее впервые, удивился: подошва трехслойная. Сначала кожа, потом береста и затем подошва. Эти ботинки целы до сих пор, хотя одежда уже истлела.

- Сколько раз Вы там были?

- С 2019 года я ездил каждый год, кроме 2022 года. Работа не отпустила. Там глиняная земля, поэтому поездки организовываются, когда земля еще сырая. Это в конце апреля - начале мая, стараемся 7 мая уже вернуться.

Обидно, что там такие большие поля, которые «должны рожать» урожай. А эти поля хранят в себе наших солдат. Там еще много неподнятых солдат. Хотя много отрядов приезжает, только с Ямало-Ненецкого округа два отряда, даже девчонки ездят, а работы все равно еще много. Поисковики стараются себе в музеи привезти трофеи.

- А девочек там много?

- Девочки очень хотят участвовать в поисках, но вы понимаете, не все они выдержат такие походные условия. Полевой душ, холод или жара. Тяжело, конечно, но для тех, кто все же едет с нами, стараемся сделать жизнь комфортнее.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о быте в поездке: где спите, что едите, есть ли какой-то досуг?

- Живем мы в палатках. С собой возим полевую кухню. Там привозят кухню, но мы стараемся с собой сами возить. Первые два дня у детей раздолье, все как в летних лагерях. Затем налаживается дисциплина. Утро начинается с инструктажа. Это обязательно. Заниматься только поиском, конечно, скучно, особенно детям. Поэтому вечерами развлекаем себя сами, кто как может. Можем на рыбалку пойти или просто к озеру, обязательно песни под гитару. Следим за детьми, чтобы далеко не разбегались.

- А находили ли вы немецких солдат?

- Мы не ходим на немецкую сторону. Немецкие солдаты не попадались, а гильзы, мины, гранаты было дело. Мальчишки рассматривали их. Попадаются и «черные копатели», мы их не уважаем. Есть такие, которые раскапывают специально по картам немецкие позиции ради наживы: кольца, золото и прочее. Мы копаем там, где уже прошли «черные копатели». Ездим только ради того, чтобы поднимать наших солдат.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie