Городской округ Шиханы
Муниципальное образование город Шиханы Саратовской области

Эксперт ПИУ РАНХиГС о производстве БПЛА и беспилотных авиационных систем

Автор: Пресс-служба Поволжского ин...
Первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов провел совещание с производителями беспилотных авиационных систем (БАС), где совместно с представителями заинтересованных ФОИВов, институтов и центров компетенций обсудил концепцию национального проекта по развитию БАС и стратегические направления создаваемой отрасли (Источник: ТАСС).
Эксперт ПИУ РАНХиГС о производстве БПЛА и беспилотных авиационных систем.

«Одним из перспективных направлений развития российской экономики и промышленности является производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и беспилотных авиационных систем (БАС)», – считает доктор экономический наук, профессор Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС Екатерина Авдеева.

«Их большим достоинством является возможность работы в сложных климатических условиях, а также в ситуациях, когда присутствие оператора неоправданно, например, при значительном радиационном загрязнении или в труднодоступных местах. Спецификой работы беспилотных авиационных систем является разработка новых систем и технологий взаимодействия с другими участниками воздушного движения, исключающих присутствие пилота на борту, а кроме того, повышенная степень защищенности воздушного судна от попыток постороннего вмешательства и контроля третьими лицами. В настоящее время беспилотники активно используются в энергетическом секторе, сельском хозяйстве, строительстве, для нужд геодезии и картографии, идет их апробация в автомобильном транспорте и судоходстве.

1 января 2024 года был запущен национальный проект «Беспилотные авиационные системы», который определил создание стратегии развития беспилотной авиации на период до 2030-2035 гг. По проекту предусмотрено федеральное финансирование в размере 696 млрд. руб. (и дополнительно 143,6 млрд. рублей будут выделены из региональных бюджетов), а результатом данных вложений должно стать создание отрасли экономики по созданию и использованию гражданских беспилотников. В рамках нацпроекта объём произведённых российских БАС увеличится до 11,6 тыс. штук (не включая образовательные беспилотники массой менее 1 кг), что позволит увеличить долю отечественных БАС в общем объёме российского рынка до 42% и увеличить объём гражданского рынка БАС и услуг на 15 млрд рублей.

Данный проект предполагает поддержку производства БАС на основе собственных линий разработки, то есть обеспечивая производство собственных ключевых узлов и комплектующих. В стратегии развития беспилотной авиации выделяются следующие направления применения БАС: сбор и передача данных, дистанционный мониторинг; проведение авиационной разведки и обеспечение охраны территории и объектов; внесение веществ; аэрологистика; работы по обеспечению связью; образовательная и спортивная деятельность. В будущем допускается возникновение направления «перевозка людей» при условии соответствующей нормативно-правовой подготовки данного процесса, а также готовности общества к подобным инновациям. Однако использование БАС не рассматривается в процессе летной подготовки пилотов; визуальных инсталляций и некоторых других процессов.

Для успешной реализации данного национального проекта требуется:

- формирование промышленной базы, а также создание кооперационных соглашений между предприятиями;

- создание соответствующей инфраструктуры для обеспечения полетов на территории страны в едином воздушном пространстве, программной продукции и цифровых решений;

- формирование научной, конструкторской и инженерной школы, начиная со школ, колледжей, вузов и систем послевузовского образования и повышения квалификации;

- подключение соответствующих финансовых инструментов для увеличения спроса: лизинг, инжиниринг, консалтинг и другие.

На 2024-2026 годы разработан соответствующий план государственного заказа на беспилотники, в который включены 26 производителей, 17 из которых на настоящий момент прошли процедуру оценки технической готовности. Данная процедура разработана для оценки производителей беспилотников для участия в госзаказе и согласована с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и Фондом Национальной технологической инициативы. В качестве основных критериев оценивания являются: оценка технической готовности (оборудование, площадка, лицензии, соответствие стандартам и наличие документации), готовность к обеспечению производства и масштабированию, а также финансовые критерии; дополнительно – отсутствие налоговых задолженностей в существенном объёме, отсутствие иностранных граждан в составе менеджмента и собственников компании и другие.

Кроме этого, в 2024 году в России запускается программа льготного лизинга беспилотников отечественного производства, флагманом которого стала АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (АО «ГТЛК»), действующая на условиях софинансирования: 2,5 млрд. руб выделено Правительством РФ, 600 млн. рублей обязуется привлечь компания. Ставка лизинга в зависимости от выбранных типов беспилотников составит от 3,5 до 8,5% годовых. Срок договора – от трёх до пяти лет. При этом авансовых платежей от компаний-лизингополучателей не потребуется.

Применение беспилотных летательных аппаратов позволит дополнить, оптимизировать или заменить традиционные бизнес-процессы, а также повысить производительность, что скажется на эффективности предприятий в целом и повысит их конкурентоспособность», – отметил эксперт.

Источник фото: ru.freepik.com

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie