Городской округ Шиханы
Муниципальное образование город Шиханы Саратовской области

Михаил Сухов: «Не бывает в раннем возрасте универсального игрока»

Автор: Редакция газеты "Шихан...
Источник: https://newshih.ru/
19 июня празднуют Всемирный день детского футбола. В России это один из самых популярных видов спорта. В нашем городе существуют несколько футбольных команд. В преддверии праздника редакция газеты побывала на одной из тренировок команды «Феникс» тренера-педагога спортивной школы Михаила Сухова.
Михаил Сухов: «Не бывает в раннем возрасте универсального игрока».

На вопрос, почему ребята пришли именно в этот вид спорта, каждый ответил по-своему:

- по интересу, - улыбнулся игрок.

- меня брат учил, - выкрикнул мальчик с задней скамьи.

- мне папа рассказал, - сказал третий.

- я по телевизору увидел и начал играть, - продолжили отвечать мальчики.

- я просто захотел играть в футбол.

Во время тренировки мы побеседовали с тренером команды - Михаилом Викторовичем Суховым о проблемах детского футбола, о нелегкой работе детского тренера и любви к спорту.

- Сколько лет Вы детский тренер?

- Начнем с того, что в спорте я с 12 лет. Перепробовал все виды спорта и, конечно, увлекался и футболом. Сейчас уже второй год я являюсь детским тренером. Ребята перспективные, есть успех, прогресс.

- Насколько большая разница быть игроком и быть тренером?

- Разница здесь в психологическом плане. Игрок на поле выполняет расстановки тренера, это командный вид спорта, тут много игроков, а со стороны тренера - он один и должен руководить всем этим коллективом. Поэтому разница большая, и это чувствуется. Одно дело сам в игре, а другое дело донести словами до ребят, что от них требуется.

- Сложно ли быть тренером?

- Это дети, а каждый ребенок со своим характером, к нему надо найти подход, чтобы он стремился выполнять требования. А детям иногда сложно сконцентрироваться: где-то поиграть и пошалить хочется. Их очень сложно обуздать в раннем возрасте.

- А со скольких лет ребята приходят в футбол?

- У нас есть еще подготовительная группа. Там занимаются другие тренеры и дети возрастом 5-6 лет. Моя команда «Феникс» - это дети 9-10 лет. А вообще на секцию набирают спортсмены возрастом с 10 до 14 лет. Набор остальных команд осуществляется в соответствии с соревнованиями. На каждый год прописываются, дети какого возраста участвуют в соревнованиях, и если нужно, проводится набор в команды. А так у нас ходят ребята с 5 лет, занимаются, им дают азы.

- Многие исследователи говорят, что одной из проблем детского футбола является нацеленность тренера на выигрыш команды, а не развитие учеников. Что Вы думаете по этому поводу?

- Это зависит от тренера. Не все тренеры к этому стремятся, но, безусловно, какой-то результат должен быть. С горечью поражений не может психологически выстроиться команда. Если все время тренеры будут настраивать детей на победу, но, естественно, это не всегда происходит, то команда будет страдать психологически. Каждый спортсмен должен уметь и выигрывать, и проигрывать. Поэтому, я не думаю, что все наставники готовят детей только на победу. Да, безусловно, это приятно и для тренера, и для команды. Но не всегда это получается. Нужно принимать поражения, делать выводы и развиваться дальше.

- Каждый ребенок имеет определенные успехи в спорте. Есть ли у Вас индивидуальный подход к игрокам на тренировке?

- На тренировке требование одно для всех - выполнять упражнения. У кого-то может не получается, кто-то, наоборот,  быстро схватывает. В любом случае все равно подход индивидуальный. Обращаешь внимание на ошибки каждого и рассказываешь, как их исправить. В таком раннем возрасте в любом виде спорта не может быть универсального игрока - кто-то бежит хорошо, кто-то пас дает. У всех свои сильные и слабые стороны. Это становится очевидно после двух недель тренировок. Поэтому да, индивидуально все равно подходим к работе, без этого никак нельзя. И психологически с ними работаем. Когда что-то не получается, они могут по-разному отреагировать: и всплакнуть, и обидеться, и на корточках посидеть. Поэтому подход нужно находить к каждому ребенку.

- Еще одной проблемой в детском футболе исследователи выделяют недостаточное техническое оснащение. Какие есть у Вас проблемы?

- Здесь проблема одна - закрытые площадки. Пока погода позволяет, мы играем на стадионе. Тут поле позволяет и на большое поле поставить ворота, и на четыре команды разбить. А в зимний период мы переходим в ангар, а там очень сложно собирать большое количество детей. Полы, стены - это совершенно другие ощущения. Сейчас они вышли на покрытие, прошу всех играть в бутсах. Родители ответственно относятся к оснащению, у всех оно есть. Первоначально это, конечно же, щитки и бутсы. Без них случаются травмы.

- Родители активно поддерживают своих детей?

- Да, мы ездим на соревнования, и родители большим коллективом с нами. Не было еще ни разу, чтобы поехали только дети и тренер. Поддержка есть, обязательно, ездят и родители, и братья с сестрами. Без этого никак нельзя.

- Получается, дети зимой играют в мини-футбол, так как площадка не позволяет?

- Нет, в этом возрасте нет такого понятия как большой футбол, они играют только все по правилам мини-футбола - один вратарь, четыре игрока на поле. Потому что в основном все соревнования проходят в залах, а там самое большое поле - это для мини-футбола. Здесь площадка позволяет раздвинуть ворота, поставить по шесть человек в команду. В дальнейшем они могут продолжить занимать в секциях, уехать, к примеру, в Саратов учится, там уже и клубы крупнее, и площадки лучше оснащенные, там они будут играть в большой футбол.

- А правила они сами учат или специальное время для теории отводится?

- Правила они знают, объясняем им. Без этого никак, что-то во время тренировочной игры приходится рассказывать, показывать. Что-то и с опытом приходит, что можно делать и что нельзя делать.

- А как именно проходит расстановка ребят по позициям: нападающий, защитник и т.д.?

- У каждого игрока, скажем так, свое амплуа. Есть ребята, которые очень быстрые, легкие и мячом владеют, тех я «натаскиваю» на нападение, чтобы могли и мяч получить, и убежать от защитника, и гол забить. Более плотные ребята, высокие, они в основном в защите, чтобы могли остановить соперника. Ну а полузащитник - это игрок, который должен бегать по площадке и руководить всем процессом. Он должен если есть возможность вперед нападающему мяч отдать, если нет такой возможности, назад отдать его защитникам, чтобы они смогли сыграть. Расстановки делаем, у кого получается, работаем дальше с ними, у кого нет, меняем его позицию, пробуем другое амплуа.

- А женский футбол в нашем городе не популярный?

- Да нет, я бы не сказал. Просто должен быть интерес. Ей одной с мальчишками будет не интересно, нужны еще девчонки. В Балтае есть женская команда, там девчонки наравне с мальчишками играют. И здесь в «Атланте» они были, приезжали на соревнования. Просто 2-3 мальчишки идут с класса им интересно вместе, а если даже у одной девочки появится интерес, то 2-3 тренировки она с ними побегала и все. Не с кем ей общаться. Да и в обществе к женскому футболу не позитивно относятся, могут дразнить их, называть «пацанками», поэтому не так активно идут девочки в этот спорт.

Благодарим тренера и спортсменов за зрелищную тренировку и рассказ о своем футбольном увлечении. Желаем им покорения новых спортивных вершин!

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie